Колесо придумали для малых детей 11 марта 2012 в 07:00 | Наука и техника » Эврика » Гипотезы Новости науки.эврика.вечно вращаюшися колесо

8 ноября 2012 - Администратор

Археологи утверждают, что первое колесо было создано более 5 тысяч лет назад. Революционное изобретение вводилось в эксплуатацию в два-три этапа: сначала появилось цельное деревянное колесо, а потом его всячески совершенствовали. Почему процесс улучшения колеса шел так долго? Как вышло, что оно появилось позже, чем другие важнейшие изобретения?


Постепенно цельнодеревянное колесо превратилось в колесо со спицами — теперь можно было перевозить людей и транспортировать грузы на большие расстояния. Приблизительно 3200 лет назад колесо улучшили в третий раз — его снабдили подобием протекторов, выкованных из железа.


Колесо вошло в обиход примерно три с половиной тысячи лет назад до нашей эры. К тому времени, в эпоху бронзового века, люди уже умели выплавлять металлические сплавы, рыть каналы, строить парусные суда и создавать сложные музыкальные инструменты — например, арфу. Но колесо требовало еще большей изобретательности. И тут возникает непростой вопрос, который разделил историков культуры на два воинствующих клана.


Читайте также: Наноматериалы изготавливали в древности


Представьте себе, что за 6 тысяч лет до нашей эры наши предки делали кургузые неприглядные горшки по одной простой причине — отсутствовал гончарный круг. Собственно говоря, он и есть колесо, только положенное горизонтально и предназначенное для других целей. Кто был первым, прорвавшимся в девственную сферу создания колеса — возница или гончар? Молчит птица-тройка истории, не дает ответа.


Американский антрополог Дэвид Энтони (David Anthony) из Хартвик-колледжа и автор книги по истории создания колеса (The Horse, the Wheel, and Language - "Лошадь, колесо и язык", изданной в 2007 году), считает, что причиной сравнительно позднего изобретения колеса была определенная техническая сложность, связанная с понятием "колесо-ось". Салазки и бревна-катки были первыми механизмами, которые помогали перемещать тяжести. Но утончить толстый конец бревна или оси, чтобы оно вращалось в отверстии — до этого еще надо было додуматься!


Далее оба конца оси следовало тщательно обработать, чтобы ее поверхность в местах соприкосновения с колесом была скользкой, а форма сечения приближалась к идеальному кругу. Ось должна была входить в сердцевину колеса плотно — но так, чтобы колесо могло свободно вращаться. Толстая ось неминуемо увеличивала трение, а тонкая быстро выходила из строя от тяжести груза.


Портал LiveScience со ссылкой на Дэвида Энтони сообщает, что эту проблему решили, пойдя по пути наименьшего сопротивления. Инженеры бронзового века сделали ось максимально короткой, что обеспечило ее прочность при относительно небольшом диаметре. По этой причине первые в мире тележки были очень узкими.



Рейтинг: 0 Голосов: 0 984 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Топ видео